Обратный звонок Оценить автомобиль
Хонда на Московском Контакты
(831) 220-00-10Мобильная версияМобильная версия

Вас остановил инспектор

 Вас остановил инспектор
Главный критерий современного законодательства: вина любого гражданина - обвиняемого в проезде перекрестка на красный сигнал светофора - должна быть доказана всесторонне и полно, а сомнения толковаться в пользу обвиняемого. Это и есть во многом всем нам известный с детства принцип презумпции невиновности, закрепленный в 49-й ст. Конституции РФ.




Сотрудники прокуратуры, уголовного розыска, ФСБ прекрасно понимают всю многоступенчатость процесса: дознание, следствие, суд первой инстанции, кассационное обжалование, участие защитника и тд. И поэтому они пытаются добыть кирпичики улик, свидетельских показаний, многочисленных экспертиз и очных ставок.

А сотрудники ГАИ обычно считают, что их мнение, порой никакими доказательствами не подкрепленное, и есть исчерпывающее основание для наказания водителя. Как правило, должностные лица Госавтоинспекции не выдерживают ответа на самый простой вопрос: "Какие доказательства вины водителя имеются, кроме голословного утверждения инспектора (изложенного в протоколе, в рапорте, сделанного в устной форме)?".

Но чтобы такой вопрос задать и выявить в дальнейшем нарушения закона инспектором, необходимо наряду со знанием законодательства уметь применять его на практике. Сегодня мы расскажем о некоторых приемах защиты прав и законных интересов граждан, в особенности - водителей.

Итак, вы в качестве водителя управляете транспортным средством. Неожиданно слышите свисток, но не видите сотрудников ГАИ. Или видите сотрудника, но не слышите свистка. Смело, строго по правилам продолжайте движение, так как требование об остановке должно быть понятно.

Другой вариант: знак жезлом и свисток относится к вам. Включайте указатель поворота и плавно подруливайте к тротуару или обочине. Остановившуюся машину и инспектора отделяют десять-двадцать метров. Необходимо ли сдавать задним ходом? Может быть, выйти и подойти к инспектору?

Это ваше право, НО НЕ ОБЯЗАННОСТЬ. Строго по закону инспектор должен подойти сам, назвать свою фамилию, должность, подразделение, где он работает, а также объяснить причину задержания. То, что на языке водителей называется "остановил", на языке юристов - "задержал".

Первый совет: встречайте инспектора с блокнотом в левой руке и авторучкой в правой. Выделите для них небольшое место в перчаточном ящике и всегда возите в машине. Необходимо подчеркнуть, что у инспектора на груди должен быть приколот специальный жетон (знак) с номером. Отсутствие жетона должно вызвать у вас подозрение.

Обязательно попросите любого сотрудника предъявить служебное удостоверение. Он не имеет права дать его вам в руки. Но обязан предъявить и предоставить возможность переписать. Таким образом, вы будете знать, на кого жаловаться, а инспектор будет предполагать, что на него могут пожаловаться, и постарается откровенно закон не нарушать.

Как минимум он объяснит, в чем выражаются его претензии. Когда придраться не к чему, порой говорят: "Вы не пристегнуты ремнем безопасности". это есть резонный ответ: "Ремнем безопасности необходимо пользоваться при движении, а моя машина стоит. Я отстегнулся только что, пока вы ко мне шли, и сделал это для того, чтобы достать документы. А в остановившейся машине и водитель, и пассажир не должны быть пристегнуты".

Очень часто инспектора, видя твердость водителя и знание законов, отказываются в устной форме от обвинения. Это умные инспектора. Пожелайте им всего доброго.

Однако есть сотрудники, которые любят писать, хотя плана по протоколам как такового нет, но негласно он все-таки существует. Они составляют протоколы по любому поводу. Чаще всего требуют; чтобы водитель пересел в патрульную машину (варианты: проследовал в пикет; в "стакан" и тп.) Это -- ваше ПРАВО, НО НЕ ОБЯЗАННОСТЬ. А обязанностью станет с того момента, когда сотрудник милиции составит протокол задержания.

Протокол задержания не следует путать с административным протоколом, где указывается, в каком деянии гражданин обвиняется. Задержание производится в исключительных случаях: при отсутствии документов, подозрении в угоне, в управлении транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т.д.

Согласно ст. 242 КоАП РСФСР срок административного задержания не может превышать трех часов. Вот почему так важно потребовать составить протокол и указать в нем время составления. Иначе вас будут катать по городу, скажем, всю ночь: из отделения милиции в наркологический диспансер, потом в отдел ГАИ и т.д. После составления протокола сотрудники милиции будут чаще поглядывать на часы. Согласно ст. 240 Ко-АП РСФСР по просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы. Поэтому используйте любую возможность, чтобы из ближайшего телефона-автомата позвонить родным, близким, сослуживцам. Можно передать записку с прохожим или водителем попутной машины. Почему это важно сделать в случае затягивания конфликта? Приезд ваших знакомых на трассу или в отделение обезопасит вас от злоупотреблений со стороны должностных лиц милиции. Кроме того, сейчас повсеместно практикуется участие адвоката в различных делах на самых ранних стадиях. Поэтому вам никто не может запретить произнести всем известную по западным фильмам фразу: "Без моего адвоката я слова не скажу".

Таким образом, максимальный срок задержания - три часа - вам грозит в исключительных случаях. А на составление обычного административного протокола достаточно, на наш взгляд, 10-15 минут.

Содержание протокола об административном правонарушении подробно изложено в ст 235 КоАП РСФСР В нем указываются: дата и место составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт; предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснения нарушителя.

Давать объяснения, подписывать протокол - это право водителя, а не обязанность. Поэтому можно последовать совету: внимательно посмотрите набранные типографским способом строчки "подпись нарушителя". Слово "нарушителя" ручкой зачеркните и напишите сверху слово "водителя". В этом есть большой смысл. Вы подчеркиваете, что себя виновным не признаете, а нарушителем вас может признать в конечном итоге только суд. Обязательно найдите в протоколе свободное место и напишите слова "не согласен". При разборе жалобы в любой инстанции будет ясно, что вы с первых минут не согласны с инспектором, с его оценкой ваших действий, с бездоказательными обвинениями.

Очень часто недобросовестные сотрудники милиции утверждают, что подпись гражданина под протоколом есть признание им своей вины. Это грубое нарушение закона, по существу, возврат к бериевским методам дознания и следствия.

Подписание протокола лицом, которое подозревается или обвиняется в том или ином административном правонарушении, означает лишь одно: это лицо ознакомилось с содержанием протокола, и ему стало известно, о каких его действиях (или бездействии) и о нарушении какого нормативного акта в нем говорится. Более того, подписание протокола даже не означает согласия гражданина с его содержанием.

Из газеты "Москва за рулем"


Возврат к списку